Ландшафтная архитектура: вехи истории

Понятия «ландшафтная архитектура» и «ландшафтный дизайн» вошли в наш быт не так давно, да и сами по себе они очень молоды, то их суть – куда более древняя. Создание рукотворных ландшафтов можно по праву можно отнести к древнейшим видам искусства, оно сопровождает нашу цивилизацию на протяжении всей истории её существования.

Ландшафты древнего мира

Создание самых древних памятников садово-паркового искусства учёные датируют IV веком до н.э. Это сады Фив – столицы Египта. Уже тогда роскошные виллы богатых египтян окружались потрясающей красоты садами. На иссушенных бедных почвах выращивали растения, привезённые из дальних мест, разводили виноградники, цветники. Центром садовой композиции, как правило, становился искусственный пруд, заселённый разнообразными представителями флоры и фауны. Геометрия дорожек, клумб и других элементов сада даёт ученым основания полагать, что сады обеспеченных жителей Фив создавались в соответствии с заранее разработанными проектами.

Особое место в истории ландшафтной архитектуры занимает Месопотамия. Её сады, созданные в стиле близком к регулярному, отличались богатыми коллекциями растений, достойными современных ботанических садов. Венцом ландшафтного искусства Месопотамии стали висячие сады Семирамиды, по праву занявшие второе место в перечне семи чудес света. Несмотря на то, что великолепие, созданное для супруги царя Навуходоносора, не вынесло испытаний временем, идея такого озеленения в несколько трансформированном виде актуальна и в наши дни.

Говоря о ландшафтной архитектуре древнего мира, нельзя не упомнить о садах Индии и Персии. Они были поистине роскошны: безукоризненная строгость регулярного стиля здесь сочеталась с возвышенным символизмом – расположенные рядом с дворцами сады должны были воспроизводить кусочек рая. В создание таких ландшафтов вкладывались огромные средства: в садах было множество редких растений, соединённых каналами прудов, красивейших беседок, вымощенных каменными плитами аллей.

Ландшафтная архитектура древней Греции отличалась многообразием, чему немало способствовало различие рельефов в разных частях античного государства. Фразу «В Греции всё есть!» вполне можно отнести к местным природным ландшафтам, здесь можно встретить любые пейзажи: от островов и морского побережья до гор и скал. В связи с этим в планировке эллинских садов доминировал свободный стиль, большей частью привязанный к особенностям местного рельефа. Центром композиции обычно становилось какое-либо общественное или приватное сооружение: дворец, храм, амфитеатр, а сады и парки сочетали в себе единение с природой и стремление к прекрасному.

Ландшафтная архитектура древнего Рима, наоборот, тяготела к регулярному стилю вне зависимости от рельефов. Особенно показательны в этом отношении были сады около расположенных в гористой местности вилл римской знати. Строгость планировки ландшафтов усиливалась за счёт многоуровневых террас с чётко разграниченными функциями. Верхняя, прилегающая к дому, часть сада была прогулочной. Тенистые прямые аллеи были украшены множеством скульптур, большая часть растительности здесь была декоративной. В парковой зоне оборудовались рыбные пруды и многоэтажные птичники. Нижние террасы с виноградниками и плодовыми садами тоже планировались в регулярном стиле.

Ландшафтное искусство средневековья

Уход от античности и переход к феодализму существенно повлиял на все направления культуры европейских стран. Не осталась в стороне и ландшафтная архитектура. Облик садов утратил черты беспечности и тяги к прекрасному, им на смену пришли утилитарность и аскетизм. Земли, принадлежащие монастырям и зажиточным феодалам, должны были приносить максимальную пользу. На них высаживались плодовые сады, ягодники, виноградники, сельскохозяйственные культуры.

Планирование участков, свойственное раннему средневековью, не могло не оставить след в истории ландшафтного дизайна. Для прогулочных зон в те времена отводилось очень ограниченное пространство, в цветники высаживались простые, типичные для данной местности растения. Фонтаны и пруды не были обязательным атрибутом средневековых парков – их убранство чаще всего ограничивалось распятием, колодцем или солнечными часами в центре композиции да несколькими простыми скамейками в аллеях.

Другой стороной средневекового паркового аскетизма стала безукоризненная аккуратность всего, что там имелось. Строгая геометрия, симметричность, ряды высаженных на одинаковом расстоянии деревьев, тщательно постриженные газоны и кустарники, ухоженные грядки и клумбы – всё это создавало ощущение постоянной заботы о саде, делало его привлекательным. Именно к этому историческому периоду относят появление такого элемента ландшафтного дизайна, как лабиринт из живой изгороди. Первоначально из стриженного кустарника формировали узоры, подобные тем, что украшали полы замков и храмов, затем они трансформировались в топиарные лабиринты. Ещё одним элементом, характерным для монастырских садов, были грядки с пряными и лекарственными травами, чьи приятные ароматы создавали атмосферу спокойствия и умиротворения, как бы приглашая посетителей подольше оставаться в саду.

Однако история развития ландшафтной архитектуры не стоит на месте, и период позднего средневековья можно со всеми на то основаниями назвать эпохой расцвета европейского садово-паркового искусства. Созданные в те времена сады и поныне служат непревзойдённым доселе образцом для подражания, эталоном стиля в ландшафтной архитектуре.

Среди всего многообразия стоит выделить отдельно итальянские садовые стили: ландшафты эпохи Возрождения и стиль барокко. В первом случае – это небольшие размеры, сдержанность, идеальные пропорции, полная гармония с виллой или дворцом, к которым прилегает территория сада. Во втором случае – это обилие сложных композиционных приёмов, символических и фантазийных элементов: павильонов, фонтанов, скульптур, гротов и т.п. Именно на них, а не на цветниках и клумбах акцентировалось внимание прогуливающихся. Созданные в те времена виллы Боргезе, Албани, Альдобрандини впечатляют посетителей и поныне.

Садово-парковое искусство Италии оказало влияние на ландшафтные школы других европейских стран. Однако климатические и рельефные особенности разных уголков Европы способствовали трансформации стилей, их адаптации под местные условия и растительность.

Особым явлением в ландшафтном искусстве позднего средневековья стала французская школа, которую прославил своими трудами придворный садовник Людовика XIV Андре Ленотр. Среди его работ – знаменитые сады Тюильри, Фонтенбло, Шантийи, изменённый дизайн Елисейских полей и многое другое. А венцом творчества гениального создателя ландшафтов стал садово-парковый ансамбль Версальского дворца – непревзойдённый образец регулярного стиля в ландшафтном искусстве, вызывающий восхищение у многих поколений знатоков ландшафтного дизайна и обычных посетителей.

Собственный стиль сформировался в те времена и в Англии. Здесь предпочтение было отдано безукоризненным, идеально ухоженным пейзажным ландшафтам, таким, как парк Дармера, Кенсингтонские сады, Риджент-парк и эталон городского пейзажного стиля лондонский Гайд-парк.

Для ландшафтов Германии периода позднего средневековья характерен романтический садовый стиль. К лучшим его образцам относят парк Мюскау, дрезденский Пильнитцпарк, Путбуспарк и Веймарский парк, созданием которого руководил сам Гёте. Жемчужиной немецкого романтизма в ландшафтном искусстве является богатый архитектурными сооружениями потсдамский дворцово-парковый ансамбль Сан-Суси – результат творчества нескольких поколений мастеров садового дизайна.

В России опыт обустройства садов накапливался и реализовался на протяжении многих веков и имеет собственную богатую историю. Старинные русские сады служили местами народных гуляний, в них обустраивались места для развлечений и отдыха. В петровские времена, когда Россия включилась в общеевропейский культурный процесс, в отечественном садово-парковом искусстве наряду с традиционным значительное место занял стиль барокко, а также регулярный и пейзажный стили. Следует сказать, что русские регулярные сады вовсе не являются наследованием европейских образцов – они самобытны, уникальны, неповторимы. Свидетельством тому – дворцово-парковые комплексы в Павловске, Гатчине, Екатерингофе и, конечно же, восхитительный, непревзойдённый памятник ландшафтной архитектуры Петергоф.

Современные направления ландшафтной архитектуры

Если в средние века сады в основном были атрибутом дворцов, монастырей и богатых усадеб, то в конце XIX — начале XX века, в период индустриализации и бурного роста городов, возникла необходимость создания садов и парков, доступных для широкой публики. Общественные зелёные зоны были ориентированы не столько на поддержание определённого ландшафтного стиля, сколько на обеспечение потребностей граждан в отдыхе в пределах городов.

В Советской стране было множество парков культуры и отдыха, но высоким эстетическим требованиям соответствовали немногое из них. Непродуманность, отсутствие стилевого решения стали главными проблемами ландшафтной архитектуры наших дней. Поэтому теперь ведутся масштабные работы по исправлению ошибок в планировке и оформлении разбитых ранее парков, скверов и городских садов.

Впрочем, городское озеленение не ограничивается наземным общественным пространством: создание зелёных зон на крышах высоток, вертикальное озеленение всё чаще можно встретить в крупных городах. Идеи, заимствованные у древних создателей садов и помноженные на современные технологии позволяют оживить и облагородить каменные джунгли мегаполисов.

Другим направлением современной ландшафтной архитектуры продолжает оставаться обустройство ландшафтов на приусадебных участках. Чаще всего частные сады территориально невелики, но современный уровень ландшафтного дизайна позволяет создавать настоящие шедевры даже на ограниченной площади.

С тех пор, как владельцы приусадебных участков стали смещать акценты сада в сторону эстетики, значительно расширилась стилевая палитра частных садов, стали применяться практически все известные стили и виды ландшафтной архитектуры. Кроме хорошо известных садовых образов популярность приобретают восточные (китайский и японский), арабский, деревенский стиль оформления сада, появляются тематические, экологические, водные сады, моносады и другие ландшафтные решения. Между тем не теряет актуальности и классика.

Такое разнообразие хорошо со всех точек зрения: каждый может выбрать для себя садовый стиль по душе, собрать коллекцию любимых растений, создать вокруг себя комфортную среду. И поможет в этом бесконечно богатый опыт многих поколений садоводов, создававших великолепные ландшафты в разные времена и в разных странах.