Русское ландшафтное искусство конца ХIХ — начала ХХ века

Русское садово-парковое искусство второй половины позапрошлого – начала прошлого века долгое время было обойдено вниманием исследователей, и лишь в последнее время специалисты стали посвящать ему монографии и статьи. Между тем русские сады и парки этого периода – целая эпоха в отечественном ландшафтном искусстве, и их изучение представляет несомненный интерес как для профессионалов – историков и дизайнеров, так и для всех тех, кому близка тема создания садов.

Общие тенденции

Именно во второй половине XIX века искусство создания садов и парков оформилось в России в самостоятельную область знаний и заняло важное место в градостроительстве. Если раньше основными площадками для творчества преуспевших в своём деле садовников были территории императорских резиденций и усадеб знати, то к концу позапрошлого века ландшафтные акценты переместились в городские парки и увеселительные сады.

Разумеется, городские сады существовали и ранее. Как правило, они располагались близ больниц, курортов, дачных посёлков. Однако с тех пор, как профессиональное искусство создания садов «вышло в народ», в благоустройстве общественных зелёных зон стали широко применяться классические композиционные приёмы, более тщательно подбирались растения и садовый декор. Одним словом, муниципальное садоводство в те времена переживало свой расцвет.

Никуда не девалось и приусадебное русское садоводство. Чаще всего это были небольшие по площади, но продуманные и выразительные парки. Нередко здесь использовались классические приёмы ландшафтного проектирования, что, впрочем, не мешало частным паркам оставаться уникальными.

Примечательно, что именно во второй половине XIX века в России развивается ландшафтное образование, издаются книги и пособия. Популяризации садово-паркового искусства способствовали создание садоводческих обществ. Старейшее Российское общество любителей садоводства в Москве было создано в 1835 году и довольно долго оставалось единственным в стране. В 1858 году в Санкт-Петербурге был образован кружок любителей садоводства, уже через полгода трансформировавшийся в «Российское общество садоводства в Санкт-Петербурге». На протяжении последующих двадцати лет его отделения появились во многих крупных городах империи. Силами садоводческих обществ устраивались выставки, немало способствовавшие развитию русского ландшафтного искусства.

Городские сады конца ХIХ — начала ХХ века

В конце позапрошлого века в русском лексиконе практически не фигурировало слово «парк». В это время озеленённые и благоустроенные городские территории назывались садами, тогда же в отношении небольших островков городской зелени начал использоваться новый термин – «сквер».

Общественные сады второй половины XIX века обычно разбивались близ крупных государственных или муниципальных учреждений либо на набережных рек, на незастроенных территориях или заброшенных участках и часто не уступали по площади среднему приусадебному парку. Они ассоциировались с размеренным образом жизни, степенными неторопливыми прогулками, уединённым созерцанием природы. Поэтому для городских садов того времени наиболее типичным был романтический стиль, который дополняли наиболее практичными элементами регулярного и пейзажного стилей. Некоторые профессионалы подвергали столь причудливое сочетание критике, однако именно так в своё время формировался облик русских садов.

Что касается выбора растений, ландшафтный дизайн русского сада конца XIX – начала XX вв. не отличался особыми изысками, поскольку места проулок горожан содержались за счёт городского бюджета и не приносили особой прибыли. Здесь в основном высаживались растения неприхотливые, адаптированные к местному климату – экзотика в общественных садах считалась неоправданной роскошью. Диковинкам отводилось место в ботанических садах, которые к тому времени обрели статус самостоятельного ботанического «жанра».

Следует сказать, что при всей экономии средств городские власти в полной мере обеспечивали чистоту городских садов. Их территория обыкновенно огораживалась, а по ночам охранялась сторожем. За такими объектами закреплялись дворники и садовники, которые поддерживали сады в чистоте и ухаживали за растениями. Именно так поддерживалась эстетика общественных садов и скверов, ибо таких украшений, как фонтаны, скульптуры, малые архитектурные формы там было немного. Лишь несколько позже в городских парках стали появляться павильоны для театральных представлений, танцевальные площадки, синематограф.

Несмотря на все сложности становления, русский сад постепенно приобретал свой собственный полный очарования облик, становился социально значимым пространством, сосредоточением городской жизни, местом проведения официальных, увеселительных, благотворительных и других мероприятий.

Ландшафты частных усадеб

Усадебные сады в конце XIX – начале XX века переживали не лучшие свои времена. Кратковременный расцвет усадебного ландшафтного искусства пришёлся на конец XVIII – начало XIX века, позже культура усадебного мира пришла в некоторый упадок, и спустя столетие в непростые для страны времена ландшафтно-архитектурная составляющая русских усадеб постепенно отходит на второй план.

Как правило, сады при усадьбах дворян, помещиков и купечества, в отличие от общественных мест отдыха, с учётом всех канонов классического ландшафтного искусства чаще всего создавались в регулярном стиле. Такие парки требовали постоянного ухода, их содержание обходилось владельцам недёшево. Во времена упадка в относительном порядке содержалась лишь некоторая часть сада, остальная территория приходила в запустение, приобретая пейзажный вид. Впрочем, это было своеобразной находкой для сада в русском стиле – заброшенные беседки, потайные скамьи, замшелые скульптуры создавали в дальних уголках приусадебных парков атмосферу особой романтики.

Тем не менее, нельзя однозначно утверждать, что развитие садового искусства русской усадьбы в конце позапрошлого века полностью замерло. Появление новых видов транспорта способствовало налаживанию коммуникации между странами и континентами, во время путешествий россияне знакомились с новыми ландшафтными стилями, которые затем воплощали на родине. Путешественники привозили из разных стран экзотические растения и пополняли ими коллекции частных садов и оранжерей.

Таким образом, усадьба XIX – начала XX века стала своего рода хранительницей традиций русского сада. Немало приусадебных парковых ансамблей тех времён сохранилось до наших дней. Лучшие из них имеют статус историко-культурных заповедников и представляют интерес для исследователей и для туристов. Ландшафтное искусство усадеб, в том состоянии, в каком оно находилось более века тому назад изучено мало, и самое интересное об этом периоде, вероятнее всего, учёные поведают нам в недалёком будущем.

Уроки ландшафтной истории

Процесс формирования и становления отечественного садово-паркового искусства был непростым, как и сама история российского государства. В конце позапрошлого и начале прошлого века оно развивалось сразу в нескольких направлениях. Несмотря на то, что с тех пор прошло немногим более столетия и до наших дней сохранилось множество ландшафтов той эпохи, городское и усадебное садоводство той поры остаётся мало изученным.

В наши дни специалисты уделяют всё большее внимание изучению садов и парков, заложенных в 1850 – 1860 годах и позже, исследователи подробно изучают особенности отдельных ландшафтов. Полученные знания ещё предстоит упорядочивать и систематизировать. Это важно не только для историков, но и для современных ландшафтных дизайнеров, ведь изучение традиций уникального русского садового стиля, несомненно, поможет в формировании его новейших тенденций.