Авангардный сад

Мало кто из тех, кто всерьез занимается садово-парковым дизайном, усомнится в том, что создание ландшафтов – это пускай и специфический, но все же вид искусства. И, как во всяком искусстве, в нем есть множество направлений, течений, постоянно появляются новые тенденции и тренды, а среди дизайнеров, разумеется, есть как консервативные сторонники классики, так и новаторы-авангардисты.

Если вы любите впечатлять и удивлять, если вы хотите подчеркнуть неординарность своей личности и не боитесь смелых экспериментов, то, возможно, создание авангардного сада – выбор, подходящий именно вам. Впрочем, даже если вы – сторонник более традиционных решений в дизайне, возможно, некоторые идеи и элементы необычных авангардных садов придутся вам по вкусу.

Что такое авангардный сад?

Итак, что же такое авангардный сад? Дать строгое энциклопедичное определение, некую дефиницию этого многогранного явления не так-то просто. Почему?

Взгляните на картины Казимира Малевича и Умберто Боччони и попробуйте найти между ними что-то общее. Сравните стилистику экспрессионистов, абстракционистов и кубистов. Авангард – это всегда некий прорыв, выход за рамки привычного и обыденного, очень субъективное и индивидуальное видение автора.

Не исключение здесь и авангард в садово-парковом искусстве. В действительности классический регулярный парк и свободные пейзажные сады, буйство красок сада кантри и спокойные линии японских садов имеют между собой куда больше общего, чем почерки двух авангардистов. Кроме того, в понятие авангардных садов включают обычно и сады-модерн, и сады в стиле хай-тек, и многие другие направления.

Можно попытаться лишь условно назвать некоторые наиболее общие черты таких разнообразных и непохожих друг на друга авангардных садов.

Прежде всего, авангардный сад всегда концептуален. Можно беспорядочно нагромоздить множество не связанных между собой абстрактных скульптур, можно использовать стекло, металл и пластик для декорирования территории… но будет ли это авангардным садом, да и вообще – будет ли это садом? Авангардный сад заключает в себе некую идею, концепцию, хотя, возможно, и не всегда очевидную. Он, по сути, представляет собой некое масштабное и объемное произведение искусства, скульптуру или инсталляцию, которую зритель наблюдает не извне, а изнутри, то есть сам становится, по сути, его частью.

Если сравнивать авангардный сад с другими садовыми стилями, то ближе всего он, как ни странно это прозвучит, окажется к классическому регулярному саду: здесь также чаще всего преобладают четкие линии (хоть и отсутствует обычно стремление к симметрии, как в регулярном парке). Кроме того, как и в регулярном саду, автор не стремится приблизить свою композицию к каким бы то ни было естественным ландшафтам, как в пейзажных или «географических» (японских, китайских и т.п.) садах, а создает свою, «альтернативную» природу.

Отличительная особенность авангардных садов заключается в том, что растения в них, как правило, не играют ведущей или смыслообразующей роли. Акценты здесь расставляют вовсе не они. Растения скорее служат фоном, на котором художник-дизайнер инсталлирует свою масштабную композицию, или становятся деталями этой композиции.

В некоторых, довольно редких, впрочем, и крайних случаях растения могут даже отсутствовать вовсе.

На первый план в авангардных садах часто выходят малые архитектурные формы и аксессуары. Это может быть абстрактная скульптура или скульптура, выполненная из необычных материалов. А может быть и вполне обыкновенная садовая скульптура, но поданная в необычном ракурсе или играющая неожиданную роль. Или же роль скульптуры могут сыграть вовсе неожиданные предметы.

Характерные материалы, применяющиеся для декора в авангардном саду, – это металл, пластик, стекло, зеркала. Часто встречается сочетание нарочито искусственных конструкций и материалов с естественными и природными – камнем, деревом.

Архитектурные формы

Архитектурные элементы в авангардном саду играют особую роль. Именно они задают тон и формируют атмосферу сада.

Вовсе не обязательно это должна быть именно абстрактная скульптура из блестящего металла (хотя не исключим и такой вариант).

В последнее время среди дизайнеров-авангардистов довольно большую популярность приобрело направление, которое условно можно назвать «эстетикой разрушения». В качестве украшения используются предметы из вторсырья и утиля. Ржавые баки с водой, перголы и арки, выполненные из порыжевших от времени металлических труб с нарочито неровными соединениями тоже могут стать своеобразным украшением сада. Скульптура может быть выполнена также из ржавого металла. Или же это может быть полуразрушенная скульптура, например, из гипса или камня. В таком саду можно создавать «постурбанистические» композиции с использованием бетона, старого кирпича и даже отслуживших свое предметов быта – гнутых велосипедных рам, старых телевизоров и т.п.

Противоположное направление характеризуется обилием блестящих и ярких поверхностей. Это фигуры из нержавейки и пластика, перголы, покрытые цветным лаком. Они создают яркий контраст хрупким цветам, растущим в саду. Совершенно фантастически смотрится сочетание живых цветов и абстрактных фигур из стекла.

Довольно распространенный элемент в авангардном саду – габионы. Это ящики или каркасы из металлической сетки, заполненные галькой или камнями. Можно использовать и необычное наполнение для габиона: стеклянную или древесную отсыпку, металлические детали. Габионы могут послужить опорой для забора, укрепить берег водоема или стать подставкой для цветочных контейнеров.

Водный элемент

Водоем в авангардном саду приобретает самые необыкновенные формы. Примером тому служат многие пруды из авангардных садов, представленных на мировых выставках.

Например, в проекте пруда, предложенном компанией «Lake Forest Garden Club», в воде установлены куски стекла, похожие на оплавленные глыбы льда. Такие «айсберги» посреди цветущего сада создают необыкновенный эффект.

Вообще сочетание стекла и воды всегда смотрится выигрышно. Интересно, например, будет выглядеть водопад, пущенный по стеклянной поверхности – создастся впечатление, будто водопад «висит в воздухе». Можно также пустить вверх фонтан по стеклянной трубке. Именно так сконструирован знаменитый фонтан-кран, или «магический кран» (такие фонтаны есть в Кадисе, Цюрихе и даже в России – в Лазаревском на Черноморском побережье). Самый обыкновенный водопроводный кран, кажется, висит в воздухе – и при этом из него идет вода. На самом деле кран установлен на верхушке совершенно прозрачной стеклянной трубки, по которой и подается вода под давлением.

Еще один очень интересный авангардный водоем представила дизайнер Арабелла Леннокс-Бойд на выставке в Челси в 2008 году. В нем тонкая изогнутая лента из кувшинок пересекалась с садовой тропинкой-мостиком и прерывала ее. Завершали композицию крупные камни, размещенные в воде по центру водоема.

Кстати, создать такую ленту из кувшинок и придать ей любую форму и изгиб в большом водоеме совсем несложно. Для этого водяные лилии нужно высаживать в контейнеры (чтобы предотвратить их свободное разрастание) и расставить на дне в соответствии с вашим замыслом.

Растения в авангардном саду

Как уже было сказано, растения в нашем необычном саду не играют главенствующей роли. И все-таки, если сад создается не для выставки, а «для души», для комфортного пребывания в нем растения необходимы.

Здесь можно выбрать два пути. Первый, более простой, — сделать растения исключительно фоновым элементом. В этом случае лучше выбирать наиболее неброские и неприхотливые цветы для сада. Это могут быть, например, древесно-кустарниковые растения вашей широты, газонные травы, неприхотливые цветущие растения, причем лучше видовые, а не сортовые, и предпочтительно в достаточно неброской цветовой гамме. Интересным фоном могут стать также различные садовые суккуленты – например, молодила разнообразных сортов и оттенков. Прекрасно будут смотреться и различные очитки.

Более сложный в исполнении вариант – цветы, играющие все же роль самостоятельных декоративных элементов. Можно, к примеру, составить сад исключительно из цветов экзотичного вида (каллы, канны, садовые орхидеи), который подчеркнут необычные конструкции вокруг. Или подобрать цветы с какой-то общей характерной особенностью – например, только цветы с пестрыми пятнами на лепестках (некоторые сорта мимулюса, канны, альстремерии, трициртиса), или только цветы с вариегатной или иной необычно окрашенной листвой. Можно создавать композиции, где традиционная расстановка красок перевернется «с ног на голову»: фоновая листва будет преимущественно красной (амаранты, колеусы и т.п.), а цветы – зелеными (сорта астр, каллистефусов, лилий, душистого табака).

Впрочем, в конечном счете главное в авангардном саду – все-таки не что сажать, а как сажать.

Простор для воображения

Что касается собственно оформления композиций в авангардном саду, то здесь простор для фантазии практически безграничен.

Можно, например, накрыть обычную небольшую клумбу или цветочную композицию стеклянным кубом или куполом любой другой формы. Композиция сразу приобретет необычный и слегка «космический» вид. Правда, стоит сразу продумать, каким образом вы будете поливать цветы – будет ли купол подниматься целиком, или же одна из граней куба будет съемной.

Можно разместить стеклянные или металлические цветы между цветами настоящими – это подчеркнет хрупкость и мимолетность красоты природы.

Можно разместить цветочные горшки на высоких кубах из зеркал. Это создаст необычный эффект – впечатление, будто цветы «парят в воздухе», поскольку зеркальная поверхность под ними отражает окружающий пейзаж.

Вообще использование зеркал открывает множество возможностей. Зеркала по периметру сада визуально расширят его границы. Использование зеркал у водоемов (или даже внутри водоема – например, можно сделать водоем с зеркальным дном), в тенистых зонах, в цветочных композициях позволит создать интересную игру светотени и отражений. Можно еще усилить этот эффект, создав несколько повторяющихся композиций и расставив между ними зеркала.

Можно использовать необычные контейнеры для растений, сделанные из любых подручных материалов или предметов.

Подчеркнуть необычность и даже фантастичность сада помогут и различные декоративные отсыпки. Это может быть, например, крашеная древесная щепа яркого цвета. Или можно подобрать каменную крошку двух-трех контрастных оттенков и с их помощью создать какие-то абстрактные узоры.

Особенно необычно будет смотреться отсыпка из стеклянных «камушков» одного или нескольких цветов. Например, можно оформить композицию всего из нескольких небольших растений, высаженных на довольно большом расстоянии. Между ними насыпать стеклянную отсыпку и разместить несколько разной формы стекол (возможно, тоже разноцветных).

Можно разместить по всему саду множество стеклянных шаров разных размеров – на подставках, на столбах, просто на клумбах между цветами, а некоторые подвесить на ветвях деревьев или положить на дно пруда. Светильники в таком случае, разумеется, тоже должны быть в форме шаров – причем лучше также разноразмерных.

Проблему освещения можно решить также за счет цветных или однотонных светодиодных трубок или же за счет светильников — «светящихся камней».

И в заключение…

В России авангардные сады пока можно увидеть преимущественно на выставках. Редко кто решается превратить свой собственный драгоценный участок в площадку для смелых экспериментов, которые, безусловно, будут привлекать внимание прохожих, но могут и вызвать неоднозначную реакцию у соседей и знакомых. Однако тем увлекательнее и интереснее может оказаться создание вовсе ни на что не похожего, уникального пейзажа.

Можно следовать традициям. Можно следовать моде. А можно самому создавать модные направления, формировать тренды и изобретать нестандартные решения. А что вам больше по душе – решать только вам.