12 самых красивых садов мира

Создание красивого сада на своём участке – мечта каждого, кто владеет хотя бы небольшим кусочком земли. Но выбор стиля, обустройство территории, подбор растений может оказаться непростой задачей особенно для тех, кто пытается создать собственный сад впервые.

Откуда же брать идеи? Французская садовая классика, красивые английские сады, эффектные ландшафтные решения в восточном или мавританском стиле, сады, посвящённые определённым растениям или экосистемам, могут стать неисчерпаемым источником вдохновения, как для начинающих, так и для опытных ландшафтных дизайнеров.

В качестве подсказки – краткое описание двенадцати садов, которые, по мнению специалистов, являются красивейшими на планете.

Сад Абрахама Линкольна

Сад Абрахама Линкольна

Дизайнер: Йенс Йенсен. Стиль: лесной массив и прерия, 1930 год.

Мемориальный сад Абрахама Линкольна – один из красивейших рукотворных природных комплексов в Соединённых Штатах. Авторский замысел создателя сада Йенсена состоял в том, чтобы на территории в 26 гектарах воссоздать уголок природы с ландшафтами родных мест Линкольна – американского Среднего Запада.

Ныне территория сада составляет 45 гектаров. Это единый комплекс с сетью аллей и троп с высаженными вдоль них композициями из растений, характерных для североамериканской флоры. Особенностью сада является чередование лесных растительных массивов с прерией. А ещё здесь есть озеро, кипарисовая роща, заливные луга. Аллеи сада соединены «кольцами света» — рядами каменных скамеек, на которых можно отдохнуть и полюбоваться окружающими видами.

Красиво в саду Линкольна в любое время года. Весной – это роскошное цветение дикой растительности, летом – богатая зелень аллей и яркие цветы прерий, осенью – богатые краски завершающей свой жизненный цикл листвы, зимой – обилие красных ягод на фоне белого снега. И всё это сопровождает многоголосное пение птиц!

Сады Боболи (Флоренция)

Сады Боболи

Дизайнеры: Никколо Триболо, Бартоломео Амманати, Джорджо Вазари. Скульптур: Бернардо Буонталенти. Стиль: регулярный, городской парк. Сад открыт для публики в 1766 году.

Сады Боболи – наибольший по площади и наиболее значимый рукотворный природный комплекс во Флоренции. Они были созданы в эпоху итальянского Возрождения и в своё время стали образцом для подражания при создании многих садов Европы, а в наши дни являются памятником садово-паркового искусства XVI века. Сады не единожды подвергались реконструкции, и сейчас они представляют собой музей под открытым небом.

Расположенный на склоне холма сразу за палаццо Питти, резиденцией герцогов тосканских Медичи, сад занимает ныне площадь в 4,5 га. Осевые аллеи здесь пересекаются многочисленными гравийными дорожками, большей частью имеющими правильную, чётко спланированную геометрию.

Ключевым объектом садов Боболи является амфитеатр. Парк украшают искусственные водоёмы, фонтаны, гроты, террасы и лестницы, но самым ценным его достоянием является богатая коллекция скульптур – от античных изваяний и вплоть до произведений XVII века.

Сады великолепны в любое время года, они хороши, когда здесь цветут пионы, и когда распускаются редкие сорта роз. Ухоженные газоны, аккуратно остриженные живые изгороди и топиарии, высаженные в строгом порядке деревья – всё это вместе образует гармоничную и чрезвычайно привлекательную картину, что и позволяет отнести этот уголок природы к числу самых красивых садов в мире.

Бухарестский ботанический сад

Бухарестский ботанический сад

Основатель: ботаник Димитрий Брандза (Dimitrie Brandza). Стиль: комбинированный — регулярный, пейзажный и др. Создан в 1860 году.

Изначально бухарестский ботанический сад был разбит румынским врачом, фармацевтом и общественным деятелем Каролем Давилой близ здания медицинского факультета Университета, позже названным его именем. Однако вскоре оказалось, что сад нуждается в большей территории, и в 1884 году он был перемещён на своё нынешнее место в районе Котрочень. Бухарестский сад назван в честь румынского ботаника Димитрия Брандзы, который вместе с бельгийским дизайнером Фушем реализовал его перемещение на новое место.

Ботанический сад был открыт для всеобщего доступа в 1891 году. На территории сада расположен ботанический музей, в котором собрано около 5 тысяч видов растений, требующих особых условий, из них тысяча – редкие и экзотические виды. В самом саду, занимающем 17,5 га, произрастает более 10 тысяч видов, в том числе богатейшая коллекция лекарственных растений.

В ландшафте бухарестского сада сочетаются различные стили, и в этом его особая привлекательность. Здесь можно увидеть искусственные водоёмы с фонтанами и водопадами, газоны и лужайки, аккуратные топиарии и пейзажные заросли. Но главное достоинство сада – коллекция растений. Каждому из видов здесь отведено своё место, созданы условия, в которых растение способно проявить себя наилучшим образом.

Сад космических размышлений

Сад космических размышлений

Дизайнер: Чарльз Дженкс, Мэгги Чесвик-Дженкс. Стиль: постмодернизм, 1989 год.

Это удивительное место находится в шотландском городке Дамфрис и открывается для туристов всего раз в году. Супруги Дженкс, архитектор-постмодернист Чарльз и ландшафтный дизайнер Мэгги, на территории площадью в 16 гектаров, унаследованной Мэгги от матери, создали совершенно уникальный парк – воплощение модели вселенной.

В саду космических размышлений ключевую роль играют формы каждого отдельного объекта: здесь можно увидеть холм-улитку, символизирующий галактику, ступени с ответвлениями – символ непростых путей эволюции, лестницы – спирали ДНК и многое другое. Особое место в саду занимает скульптура. Сложные геометрические построения, постмодернистские образы и даже научные феномены идеально вписываются в ландшафт, являя собой органичное продолжение космической концепции сада.

Большая часть садовой территории – изумрудные газоны и искусственные водоёмы. Растительность здесь выглядит ненавязчиво, но каждая композиция наполнена глубоким смыслом. Именно благодаря продуманно расположенной растительности микровселенная, ограниченная территорией парка, обретает гармонию и навевает философские мысли о бесконечности жизни во Вселенной.

Сады Эксбери

Рододендроны в саду Эксбери

Создатель: Лайонел Натан Ротшильд. Стиль: сад-коллекция, 1918 год.

Сад в поместье баронов Ротшильдов Эксбери (Хэмпшир, Англия) по праву относят к числу самых красивых садов мира. Они занимают значительную часть семейных владений, раскинувшихся на 80 гектарах земель на восточном берегу реки Бьюли. Лайонел Ротшильд отдавал садоводству много времени и вкладывал в это занятие серьёзные средства, называя его своей профессией, тогда как банковскому делу отводил лишь роль хобби.

Сады Эксбери славятся богатейшей коллекцией рододендронов, часть из которых уникальны. Создатель сада увлечённо собирал разные их виды по всему миру и занимался выведением устойчивых к местному климату гибридов. Помогали ему в этом более ста садовников. После смерти Лайонела садом стал с энтузиазмом заниматься его сын, который сделал эту территорию доступной для широкой публики. Ныне семейное дело продолжает правнук основателя сада.

Сказочное многоцветье рододендронов в садах Ротшильдов дополняется роскошью азалий, камелий, красочной листвой клёнов, зеленью дубов в и ливанских кедров, привезённых сюда Лайонелом. А ещё на территории сада есть теплица с великолепной коллекцией орхидей и большой альпинарий. В саду много водоёмов, скульптур, скамеек. По его огромной территории можно путешествовать на паровом поезде по миниатюрной железной дороге.

Особо следует сказать о системе орошения сада: это множество резервуаров, почти 50 км проложенных под землёй труб и водонапорная башня. Вся эта сложная система обеспечивает полив всего сада, создавая благоприятные условия даже для самых прихотливых растений.

Сады Клода Моне

Мостик над прудом с нимфеями, хорошо знакомый по полотнам Моне

Создатель: Клод Моне. Стиль: японский, 1883 год.

Садоводство было вторым после живописи увлечением известного французского импрессиониста Клода Моне. Свой сад он начал основывать с тех самых пор, как поселился в небольшой деревушке Живерни, что расположена в 80 км к северу от Парижа.

Всё начиналось с одного гектара земли возле дома художника. Он создавал свой сад также вдохновенно, как писал картины. Избавившись от мрачной растительности на участке, Моне создал сводчатый тоннель, увитый плетистыми розами, вдоль дорожек высадил множество ярких цветов. Художник относился к садовому искусству очень серьёзно – приобретал литературу, консультировался с садоводами, покупал и выменивал нужные семена и саженцы.

Позже Моне приобрёл заболоченные земли, соседствующие с его участком, где затем был создан пруд с великолепными нимфеями, хорошо знакомый ценителям творчества художника по его картинам. На новом участке близ пруда были высажены ивы, бамбук, глицинии и другие растения. Разумеется, здесь нашлось место и для любимых цветов живописца – роз.

Сад Моне стал источником вдохновения для своего создателя – художник посвятил ему более ста полотен. Моне оказался поистине талантливым ландшафтным дизайнером – созданный им сад, принадлежащий ныне французской Академии изящных искусств, считается одним из мировых шедевров садово-паркового искусства.

Ботанический сад Кирстенбош

Ботанический сад Кирстенбош

Создатель: Сесил Родс. Стиль: коллекция растений, 1913 год.

Ботанический сад Кристенбош – это всемирно известное, уникальное, охраняемое ЮНЭСКО собрание южноафриканской флоры. Сад располагается относительно недалеко от одной из столиц ЮАР Кейптауна, на восточном склоне Столовой горы. Кристенбош является самым старым ботаническим садом, посвящённым местной растительности, в его коллекциях собрана почти вся флора африканского континента, а это, по разным оценкам от 7000 до 9000 видов растений.

Территория сада охватывает 528 гектаров, большинство этих площадей занимают горы, леса, финбош (вид кустарниковых зарослей) с присущими им естественными экосистемами. 36 га этой площади отведены непосредственно под коллекции растений, многие из которых эндемичны, т.е. встречаются только в данной местности.

Ландшафт сада незатейлив – аккуратные мощёные аллеи и тропинки полегают между растительными композициями, созданными из красивых и редких представителей африканской флоры. Посетителям ничто не мешает любоваться уникальной растительностью, водоёмами и скульптурами, украшающими сад, а при желании – подняться на вершину Столовой горы.

Сады Кёкенхофа

Сады Кёкенхофа

Дизайнеры: Ян Дэвид Зохер и его сын Луи Пол Зохер. Стиль: английский, парк цветов, тематические сады, 1840 год.

Кёкенхоф – один из красивейших парков Европы, славящийся своей непревзойдённой коллекцией луковичных. Он расположен в маленьком голландском городке Лиссе между Амстердамом и Гаагой. Более полутора веков на 32 гектарах парковых угодий ежегодно зацветают миллионы тюльпанов, гиацинтов, нарциссов, крокусов. Над необычайно эффектными парковыми композициями, которые радуют глаз на протяжении восьми весенних недель, почти круглый год работают десятки высококлассных садовников, которые точно знают, как сделать сад красивым.

Главная территория садов обустроена в полном соответствии с принципами классического английского паркостроения. Комплекс также включает природный, японский, музыкальный и исторический сады. Аккуратные живописные поляны, ухоженные водоёмы, вычурные цветочные композиции, участок старого леса – пейзажи садов Кёкенхофа меняются и впечатляют.

На территории парка находятся теплицы с розами, сиренью, орхидеями и другими цветами. Среди тюльпановых и гиацинтовых плантаций возвышается старинная голландская ветряная мельница, ставшая своеобразным символом Кёкенхофа. В разных местах парка можно встретить также игровые площадки, информационные центры, кафе, рестораны и другие инфраструктурные объекты, не нарушающие, впрочем, своим видом общую гармонию.

Сады Рикугиэн

Уголок сада Рикугиэн

Дизайнер: Янагисава Ёсиясу. Стиль: японский, 1702 год.

Рикугиэн – наиболее обширный сад Токио и самый старый из всех существующих ныне садов мира. Этот дивный уголок природы, раскинувшийся на площади немногим менее девяти гектаров в одном из старых районов японской столицы, является предметом гордости жителей Токио и главной городской достопримечательностью.

Это и в самом деле очень красивый сад, обустроенный в истинно японском стиле. Рикугиэн посвящён национальным поэтическим образам. Его создатель, самурай Янагисава Ёсиясу, черпал вдохновение в японской поэзии вака, и это отражено в названии сада: слово «Рикуги» переводится как шесть видов стихосложения вака, а слово «эн» по-японски означает сад.

В садах Рикугиэн множество живописных тропинок, красивое озеро с рукотворным островом, искусственный водопад, изящные мостики, старинный чайный домик и много других объектов, создающих удивительную гармонию японского сада. Искусственные водоёмы садов обитаемы – там можно наблюдать водоплавающих птиц.

А ещё здесь собрано около 35 000 видов растений! Среди них – сосны, японские абрикосы, множество благоухающих магнолий, неизменные сакуры и другие растения, составляющие восхитительные композиции и растущие отдельно посреди изумрудных лужаек. Сады Рикугиэн красивы в любое время года, но особенно хороши они в осеннюю пору, когда кроны деревьев радуют глаз ярким многоцветьем.

Сад Мирабель

Сад Мирабель

Архитектор: Иоганн фон Эрлах. Стиль: барокко, 1690 год.

Сад Мирабель – уникальный образчик аристократичного европейского барокко в садово-парковом искусстве. Он находится в Зальцбурге, одном из крупнейших городов Австрии, и входит в число самых красивых садов и парков мира. С момента своего создания парк неоднократно видоизменялся, поэтому не сохранил своего изначального вида, но вобрал в себя веянья нескольких эпох, оставшись при этом целостным архитектурно-парковым ансамблем.

Разбитый в классическом барочном стиле, парк богат скульптурами и фонтанами. Здесь содержится уникальная коллекция скульптур, известная как Сад карликов. Она сохранилась не полностью – один из бывших хозяев поместья, кронпринц Людвиг Баварский, считал изваяния карликов уродливыми, и часть коллекции была продана. Позже некоторые скульптуры удалось вернуть в сад.

Ещё одно оригинальное украшение зальцбургского сада – небольшой театр под открытым небом, кулисой которого служит живая изгородь. В этом небольшом по площади саду можно найти множество красивых топиариев, а также полюбоваться цветочными арабесками, украшающими газоны.

Версаль

Версаль

Дизайнеры: Клод Молле, Иларий Массон, позже – архитектор Луи Лево, художник Шарль Лебрен, ландшафтный архитектор Андре Ленотр. Стиль: регулярный, 1632 год.

Сады Версаля, входящие во всемирно известный дворцово-парковый комплекс, – легендарное место, овеянное многовековой историей и освящённое присутствием многих французских монархов. Это для них на месте охотничьих угодий создавались сады и парки, ставшие со временем эталоном ландшафтного искусства.

В формирование нынешнего облика Версальских садов и парка внесли вклад многие ландшафтные дизайнеры, архитекторы, скульпторы, садовники. Вызывает заслуженное уважение и работа современных мастеров, занятых содержанием и обслуживанием территории, занимающей более 100 гектаров. А полюбоваться здесь есть чем: вычурные газоны и цветники, величественные статуи, роскошные фонтаны, сложная система каналов и искусственных водоёмов, удивительно красивые и разнообразные топиарии и живые изгороди, павильоны, гроты, аллеи, террасы – каждый объект, каждый уголок садов заслуживает восхищённых взоров и восторженных отзывов.

Версаль – это намного больше чем, просто красивый сад. Это шедевр садово-паркового искусства, имеющий мировое значение и являющийся культурным наследием ЮНЭСКО. А ещё это образец для подражания – в идеях версальских ландшафтов и сегодня черпают вдохновение многие мастера садового дизайна.

Сад Юй Юань, Шанхай

Сад Юй Юань

Первый владелец: Пань Юньдуань. Стиль: китайский, 1559 год.

Сад Юй Юань – один из самых красивых садов мира, принадлежащих частному владельцу. Название этого небольшого (всего 4 га) восхитительного уголка природы, расположенного в самом центре Шанхая, переводится с китайского языка как «Счастливый сад».

Пань Юньдуань, местный чиновник, живший в эпоху Мин, задумывал этот сад, как место отдохновения для своих стареющих родителей. Впрочем, он недолго оставался хозяином этих угодий, сад неоднократно переходил от одних хозяев к другим, попутно претерпевая изменения, страдал от войн, затем реставрировался. Современный облик он приобрёл лишь в 1956 году, после образования КНР.

Юй Юань довольно сложен по своей структуре. В его планировке учтены требования фен-шуй, нумерологии, а ещё здесь присутствует некая истинно китайская головоломка – посетитель сада не должен понять, что он попал в сад, и не должен сообразить, как из него выйти. Для этого территория сада Юй Юань была разделена на шесть частей, замысловатым образом соединённых между собой.

Впрочем, мало у кого может появиться мысль быстро покинуть этот сад, ведь разглядывать пруды с лотосами, изящные мостики, вычурную архитектуру павильонов, необычные скульптуры можно бесконечно. Захочется остановить глаз и на растительности сада. Продуманная пейзажность сада восхищает каждым деревцем, каждым кустиком и цветком, садовым бонсаем и кадочными растениями.

Разумеется, это лишь подсказки, но они стоят того, чтобы принимать их во внимание при проектировании своего уникального, не похожего на другие, сада. Дерзайте, творите, вдохновляйтесь шедеврами мирового ландшафтного искусства – и, возможно, именно ваш сад когда-то станет одним из чудеснейших уголков природы на нашей планете!